Не останавливаясь на очень важных аспектах организации командной работы внутри департамента ИТ, сосредоточимся на организационных структурах департамента ИТ и функциях, которые они выполняют.
Сразу сделаем замечание по поводу того, что названия структурных единиц (департаменты, управления, отделы), названия функций, их группировка и линии подчинения могут отличаться. Но в любом случае, перечисленные функции будут присутствовать практически всегда. Типичная структура департамента информационных технологий представлена на рисунке 3.3 [7.29].
Маленькие прямоугольники обозначают функции внутри более крупных прямоугольников, которые мы будем называть группами (в реальности, это могут быть управления, отделы, в зависимости от принятой практики наименования структурных единиц) внутри департамента информационных технологий. Обратим внимание на то, что большинство изменений традиционных структур департамента ИТ, которые происходили в последнее время, были связаны с квадратиками, расположенными в правой части этого рисунка: управление отношениями с клиентами, планирование и технологии, а также проекты. Это связано, прежде всего, с изменением роли, которую ИТ сегодня играют в деятельности предприятий, и с необходимостью обеспечения более тесной координации между бизнесом и ИТ. Квадратики в левой части (инфраструктура, разработка/внедрение) не претерпели кардинальных изменений за последние 10-20 лет. Функции финансов и администрирования также являются достаточно традиционными, хотя и в них происходили изменения, например, связанные с необходимостью применения новых финансовых инструментов оценки и инвестиций в ИТ, как обсуждалось выше.
Кратко обсудим только те функции, которые являются относительно новыми в структурах департаментов информационных технологий.
Группа управления отношениями с клиентами отвечает за взаимодействие с внутренними и внешними клиентами службы ИТ. Это один из наиболее важных инструментов обеспечения гибкости службы ИТ, быстроты отклика на потребности бизнес-подразделений и информирования всех заинтересованных сторон в деятельности, связанной с ИТ.
В частности, функция управления отношениями является интерфейсом между службой ИТ и бизнес-подразделениями. Это очень важная задача, связанная с внедрением в бизнес-подразделениях новых технологий и информированием о возможностях и ограничениях, связанных с использованием ИТ в организации.
Функция коммуникаций (информирования) встречается не так часто внутри департаментов ИТ. Но тем не менее, она иногда существует и отвечает за внутренние коммуникации внутри ИТ-службы, за коммуникации между ИТ и бизнес-подразделениями, между службой ИТ и внешними организациями.
Группа планирования и технологий выполняет несколько стратегических функций. Она отделена от подразделений, выполняющих оперативные функции, такие как разработка или эксплуатация сети, поскольку опыт показывает, что комбинирование оперативных и стратегических функций приводит к тому, что стратегическая часть работы так и остается постоянно незавершенной.
Функция стратегии/планирования обеспечивает, в частности, вовлечение представителей бизнеса в процесс планирования ИТ. Функция планирования выполняет, в том числе, планирование проектов, которые выполняются в интересах нескольких бизнес-подразделений.
Функция разработки архитектуры отвечает за все те аспекты, связанные с созданием архитектуры предприятия, которые мы так много обсуждали в этом курсе: разработка общего видения и принципов, описание основных доменов архитектуры, разработка стандартов и т.д. В больших и средних по размерам департаментах ИТ эта функция выполняется группой в 4-8 человек.
Функция мониторинга новых технологий (или исследования) обеспечивает идентификацию и оценку новых технологий и их применимость для решения задач бизнеса. Иногда эта функция выполняет небольшие пилотные проекты, связанные с использованием новых технологий.
Группа проектов обеспечивает, в том числе, такую функцию, как офис управления программами и проектами.
Функция управления проектами заключается в накапливании и использовании экспертизы, связанной с методологиями управления проектами, использованием соответствующих инструментов и механизмов контроля выполнения проектов. Во многих случаях эта функция обеспечивает консультирование в области управления проектами на начальных этапах проектов и в случае возникновения проблем, тем самым создавая постоянную основу для последовательной и эффективной реализации проектов. Мы ранее отмечали важность этой функции в контексте реализации архитектуры предприятия.
Функция внутреннего консалтинга работает "за счет" сотрудников, которые как бы "передаются взаймы" отдельным проектам, это достаточно квалифицированный персонал, обладающий экспертизой в специализированных областях, связанных, например, со средствами разработки, управления проектами, новыми технологиями и т.д. Объединение таких людей в одной организационной структуре обеспечивает улучшения в процессах внедрения новых систем.
Отметим, что перед каждой функцией должны быть поставлены четкие цели и заданы метрики, с помощью которых контролируется эффективность их выполнения. Например, перед командой, отвечающей за функцию, связанную с архитектурой, могут быть поставлены следующие цели:
Метрики работы этой команды могут включать: