На первом шаге должно быть сформулировано описание проекта (объемом не более одного абзаца), которое должно содержать общие бизнес-цели инициативы и основную роль технологий в их достижении (что мы делаем и почему мы это делаем). Например, "внедряем средства коллективной работы, в результате чего должен быть повышен уровень удовлетворенности клиентов и сотрудников, уменьшены затраты и ускорен процесс принятия решений".
При этом потенциальный проект относится к одному из четырех типов ИТ-инвестиций, из которых два связаны с инфраструктурой и еще два – с решениями (прикладными системами):
На втором шаге выбираются метрики для оценки отдачи от ИТ-проекта с точки зрения получения бизнес-преимуществ. Преимущества для бизнеса могут быть перечислены в рамках некоторой модели взаимосвязанных сгруппированных показателей (по аналогии с системой показателей Balanced Sсore Card – BSC). Компанией Gartner была разработана соответствующая Модель эффективности бизнеса (Business Performance Framework) [8.15], которая включает наборы показателей (метрики), покрывающие основные области деятельности организации, такие как адекватность требованиям рынка, эффективность процесса продаж и т.д. Очевидно, что не только технологии вносят вклад в достижение тех или иных показателей ведения бизнеса, однако, предлагаемые метрики позволяют построить причинно-следственные связи.
В таблице 5.1 приведены основные группы агрегированных показателей и первичные метрики, которые могут использоваться для их оценки.
Таблица 5.1. Метрики TVO оценки эффективностиАгрегированные ПоказателиПервичные метрики
Адекватность требованиям рынка | Индекс целевого рынка | Индекс охвата рынка | Индекс доли рынка | Индекс возможностей/угроз |
Индекс портфеля продуктов | Индекс доходности каналов продаж | Индекс конфигурабельности | |
Эффективность продаж | Индекс возможностей сделок | Индекс цикла продаж | Индекс закрытия сделок | Индекс скидок |
Индекс затрат на продажи | Точность прогнозов | Индекс удержания клиентов | |
Эффективность разработки | Индекс новых продуктов | Индекс функциональных свойств | Индекс сроков выхода на рынок | Индекс успешности разработок |
Удовлетворение клиентов | Доставка вовремя | Доставка в соответствии с заказом | Качество поставленных товаров | Точность исполнения заказов |
Производительность сервиса | Производительность службы поддержки | Эффективность соглашений | Уровень трансформации* |
Эффективность поставок | Поставка вовремя | Поставка в соответствии с заказом | Качество поставляемых материалов | Точность сервиса службы поставок |
Производительность сервиса | Производительность службы поддержки | Эффективность соглашений | Уровень трансформации |
Эффективность операций | Время оборота средств | Стоимость конверсии** | Использование активов | Величина Сигма*** |
Эффективность персонала | Эффективность набора персонала | Индекс управления социальными пакетами | Индекс управления квалификацией | Индекс обучения персонала |
Индекс вовлеченности кадровых служб в стратегические проекты | Индекс издержек на управление персоналом | | |
Адекватность ИТ | Производительность систем | Производительность службы поддержки | Доля партнерства | Эффективность уровней обслуживания |
Индекс новых ИТ-проектов | Индекс затрат на ИТ | | |
Адекватность финансовым и законодательным требованиям | Индекс соответствия | Индекс точности | Индекс вовлеченности в стратегические проекты | Индекс стоимости обслуживания |