ИТ - стратегия

       

Организационные и системные отличия и проблемы


В отличие от коммерческих организаций, для государственных ведомств практически неактуальны такие понятия, как рынок и рыночные отношения, продукты, прибыль. Деятельность ведомств ориентирована на получение определенных конечных результатов (рост экономики, уменьшение преступности и т.д.), что связано с реализацией закрепленных за ними властных и иных полномочий, которые выполняются при помощи определенных государственных программ. В рамках этих программ ведомства предоставляют определенный набор государственных услуг, ориентированных на целевые группы граждан, хозяйствующих субъектов и других ведомств. Прямыми результатами этих услуг могут быть финансовая помощь, предоставление информации, возврат налогов и т.д. Предоставление услуг требует реализации ведомствами определенных процессов и выполнения регламентов работ, для чего используются ресурсы (людские, финансовые и иные). Архитектура информационных технологий ведомств должна обеспечивать всю эту иерархию областей деятельности ведомств и эффективное использование ресурсов.

При этом государство и государственные ведомства отличаются от других индустрий в том плане, что законы и правила гораздо в более существенной степени определяют их деятельность. В совокупности с очевидными ограничениями бюджетного цикла все это создает определенные ограничения и рамки для реализации инициатив в области ИТ. И хотя многие из этих ограничений в какой-то степени обоснованы, процесс разработки архитектуры, в частности, таких ее областей, как архитектура государственных функций (бизнес-архитектура), могут выявить потребности, связанные с изменениями в законах и правилах, и дать необходимые обоснования для таких изменений.


Рис. 6.2.  Модель деятельности государственных ведомств

Заметим, что государственный сектор наиболее подвержен рискам неэффективных решений, а отсутствие архитектуры и четкой стратегии становятся особо заметными. Мы уже отмечали, что, по данным американского Центра правительственных технологий, статистика провалов проектов в области ИТ в госсекторе в среднем составляет порядка 70–80% от общего числа по сравнению со значением 54% по всем отраслям в целом. При этом около трети неудач связаны с проблемами и недостатками проектирования архитектуры.

В частности, в 2004 финансовом году, по данным Административно-бюджетного управления США, 17 из 26-ти обследованных федеральных агентств и более половины из основных 1400 ИТ-проектов находились в области риска, более половины из 230-ти федеральных программ не могли продемонстрировать реальный эффект, а еще 20% оказались неэффективными.

Причина неудач, по мнению экспертов, как правило, кроется в неадекватной оценке сложности решения, а также в отсутствии полноценного осознания того влияния, которое новая технология будет оказывать на все аспекты работы организации. Две глобальные ошибки, совершаемые "ответственными" чиновниками, это либо неправильный выбор технологии, либо неправильное внедрение в принципе адекватно подобранного решения.

Эти две "фатальные", в конечном счете, ошибки формируются из ряда мелких недочетов в ходе работы, например:

  • инвестиции в проект начинаются до того, как к нему сформулированы базовые требования;
  • система разрабатывается без привлечения к этому процессу ее будущих пользователей;
  • система разрабатывается без учета реальных условий работы;
  • система разрабатывается без учета работы других систем;
  • система разрабатывается "одновременно" несколькими ведущими, конкурирующими между собой ведомствами;
  • в бюджет не закладывается стоимость "доводки" решения после внедрения.


К числу объективных факторов, обусловливающих такие негативные результаты, относятся:

  • короткий бюджетный цикл – обычно один год с вероятностью потери неизрасходованных ресурсов или существенных задержек с финансированием последующих лет из-за задержки с утверждением бюджета;
  • достаточно частая сменяемость руководителей организации – либо в связи с прямой выборностью в соответствии с законодательством, либо как следствие выборов или предвыборных кампаний в стране или регионе. Как результат – высокая вероятность смены руководителя ИТ-службы и/или заместителя руководителя организации, курирующего вопросы ИТ;
  • отсутствие или ограниченность бизнес-архитектур – в большинстве государственных структур процессы деятельности (бизнес-процессы) организованы не по принципу оптимальности или целесообразности, а в соответствии с исторически сложившимся порядком или указаниями вышестоящих органов, чтобы было "как везде".


Поэтому ключевой задачей будет являться обеспечение воспроизводимости (сохранения) корпоративной архитектуры государственной организации при такой смене руководства. Поскольку финансовая эффективность и отдача здесь играют гораздо меньшую роль, на первый план выходят такие аспекты, как приверженность развитию, операционная эффективность и политические выгоды для потребителей государственных услуг.


Содержание раздела