ИТ - стратегия

       

Проблема управления и контроля использования архитектуры (governance)


Процесс разработки архитектуры и впоследствии обеспечение ее практической реализации является непростым и для больших коммерческих компаний, а в условиях распределения областей ответственности, фрагментарности организационных структур, характерных для правительства любого уровня управления, он становится сложней на порядок.

Практика показывает, что государственные организации испытывают трудности при разработке и практическом использовании архитектуры в большей степени, чем коммерческие компании. Очень часто усилия по разработке архитектуры заканчиваются созданием обширного количества не используемых на практике документов, усугубляя и без этого непростую ситуацию с объемом бумажной работы в государственных организациях.

Реальная ценность архитектуры электронного правительства, если мы говорим о национальном или региональном уровне, и архитектуры предприятия, если мы говорим об уровне отдельного ведомства, состоит в использовании этой архитектуры при реализации отдельных инициатив, проектов и программ. Люди, отвечающие за реализацию отдельных государственных инициатив или за информационные технологии в отдельных ведомствах, как правило, обладают большой степенью свободы в принятии решений. Поэтому критическим фактором для успеха или неудачи практики разработки и использования архитектуры являются соответствующие организационные механизмы контроля использования и развития архитектуры.

В этом отношении имеется положительный опыт федерального правительства США, когда применение Федеральной архитектуры, о которой речь пойдет ниже, подкреплено соответствующими законодательными и нормативными документами. При этом процесс организован так, что запросы на бюджетное финансирование, связанные с информационными технологиями, оцениваются на соответствие Федеральной архитектуре.

В конечном итоге, архитектура должна направлять процессы организационных изменений. При этом следует учитывать, что государственные служащие, как группа, в силу объективных причин более консервативны в плане реализации изменений, чем их коллеги в коммерческих компаниях. Два фактора определяют поведение и деятельность государственных ведомств в первую очередь: 1) законы и другие нормативные акты, и 2) бюджетный процесс. Для обеспечения успеха архитектуры необходимо умело использовать оба эти фактора.



Содержание раздела