Управление ИТ-проектом

       

Компоненты проекта


Мы уже говорили об ответственности менеджера проекта (за «треугольник» и за «проект в целом»). Настало время точнее определить оба тезиса и пояснить саму сущность проекта

Введем два термина: «продукт» и «проект».

Продукт – результат (или набор результатов) поставки по контракту. Продукт- это то, что хочет получить заказчик.

Проект – это процесс создания продукта. Это то, что делает команда, чтобы выдать заказчику продукт. Заказчику, обычно, проект не интересен.

Любой проект предпринят с целью получить продукт.

Заказчик согласен заплатить и подождать. Причем и то и другое – в ограниченном количестве.

В обмен заказчик хочет, чтобы продукт полностью совпал с его ожиданиями. Обратите внимание, заказчик не обязательно потрудился изложить нам свои ожидания как следует , полагая (порой, вполне обосновано) что уточнить их – наша забота.

Наша задача дать заказчику то, что он хочет, не запрашивая у него дополнительного времени или денег (деньги могут быть выражены в ресурсах).

Таким образом, некоторые блоки работы ПМ становятся интуитивно понятны сразу же:

  1. Управление временем (мы должны уложиться в срок)
  2. Управление стоимостью (мы не должны превысить бюджет)
  3. Управление содержанием (нам нужно уточнить желания заказчика и правильно их реализовать)

Другие – менее очевидны:

  1. Управление качеством
  2. Управление рисками
  3. Управление закупками (если мы используем субподрядчиков)
  4. Управление персоналом
  5. Управление коммуникациями
  6. Управление интеграцией

Посмотрите на этот список еще раз. Осознайте, что с точки зрения рядового члена команды, которым когда-то были и вы сами, проект состоит лишь в выполнении порученных нам работ + возможно, самоконтроле качества их выполнения. Некоторые исполнители также плотно работают с коммуникациями. Однако руководителю проекта придется удерживать в поле зрения весь спектр вопросов (в терминологии PMBoK они называются «областями знаний»).

Два других важных аспекта, которые часто ускользают от внимания ПМ-, но имеют прямое отношение к успеху проекта: «удовлетворенность заказчика» и «документирование лучших практик».

Удовлетворенность заказчика – удерживает его как клиента. Обманутые ожидания – напротив, настраивают против нашей организации. Не думайте, что сможете быть успешным ПМ в глазах собственного менеджмента, если после каждого вашего (формально успешного) проекта клиенты больше никогда не возвращаются.

«Лучшие практики», а также «усвоенные уроки» – помогают другим менеджерам и командам лучше справляться с аналогичными задачами и проблемами. Помимо денег, которые заказчик заплатил за работу – это второй, важнейший результат вашей проектной деятельности.



Содержание раздела